Igor Salnikov (igor_salnikov) wrote,
Igor Salnikov
igor_salnikov

Кутузовское озеро — Романовская дорога  — Гурзуфское седло — Ай-Петри

Маршрут наш выглядел так




Проехали мы по этому маршруту в воскресный день в середине июня этого года.
Старт предполагался ранний, поэтому накануне вечером мы расположились лагерем на поляне у Кутузовского озера на Ангарском перевале.  Это озеро — неглубокий, но довольно большой (по крымским меркам) водоем. Несмотря на то, что вокруг находятся несколько источников, озеро к лету обычно пересыхает. Но этой зимой снега почти не было и озеро было совершенно сухое.



А вот так оно выглядело в марте 2000 года


Вершина Чатыр-Дага Ангар-Бурун в этот вечер была закрыта тучами из которых время-от-времени шел дождь.

Старые буки на берегу озера



Вечером зарядил сильный дождь, и, несмотря на появившееся в два часа ночи звездное небо, продолжился утром с новой силой.

Наш лагерь с «видом» на Чатыр-Даг утром


Вставать и тем более собирать мокрые палатки под дождем совершенно не хотелось. Но пришлось.

Несмотря на дождь, сделал пару снимков мокрого туманного леса


Затолкав мокрые вещи в машины мы направились вниз.

Виноградник рядом с Изобильненским водохранилищем


Наш дальнейший маршрут проходит по старой Романовской дороге, которая разделяет земли Алуштинского лесхоза и Крымскогого природного заповедника.

«Аншлаг» — стенд у родника Ай-Йори


Родник Ай-Йори довольно мощный. Не иссякает даже в засушливые годы т.к. питается не карстовыми, а подземными слабоминерализованными водами с большой глубины. Лесники устроили здесь зону отдыха. Рядом с родником есть видовая площадка с которой открывается панорама алуштинского побережья. А на вершине горы Ай-Йори располагалось древнее укрепление. Но сегодня с красивыми видами нам не повезло.

От родника наш путь опять продолжается по Романовской дороге.

Минуем старый полуразрушенный мост. В этот раз даже не останавливаемся. А фотография моста сделана во время нашего велопутешествия в 2005 году .


Спускаемся в поселок Виноградный и быстро добираемся по южнобережному шоссе до поворота на Партизанское. Оттуда начинается еще один участок пути по старому Романовскому шоссе. Здесь дорога проходит по Ялтинскому горно-лесному заповеднику и простым смертным проход, а тем более проезд, по нему запрещен.

На лесном кордоне стоит такой вот монстр


Еще один ракурс


В августе 2007 года подобный автомобиль сгорел во время лесного пожара, возникшего от сигнального костра  горе-туриста из Харькова (получившего, кстати, 10 лет тюрьмы). К сожалению, тогда-же, при тушении пожара погибла  супружеская пара лесников.

Поднимаемся по серпантину дальше. Количество поворотов увеличивается, дорога уверенно поднимается вверх. Удивляет относительно хорошая сохранность дороги построенной около ста лет назад. Тогда строили на века.

Подъезжаем к старому мосту


Посмотрите какая кладка!


Если заменить бревна — мостом можно пользоваться без опаски


Судя по свежей колее, кто-то продолжает по нему ездить и сейчас




Нам позирует дятел


Чуть выше моста большая крепида


Тоже в отличном состоянии




Очередной поворот...


... и неожиданно выезжаем на, так называемую, Артековскую поляну


Впереди перевал Гурзуфское седло


Ромашковое поле. Да простят меня ботаники — я знаю, что это не ромашки :)  Или, все же, ромашки?




Снизу быстро наползают облака...


... и опять начинается дождь


Едем дальше


А вот и он, перевал Гурзуфское седло. Въезжаем на территорию Крымского природного заповедника


В самом начале 80-х годов, при прокладке газопровода, строители случайно натолкнулись на античное святилище (III в. до н.э. — III в. н.э.) и руины средневекового храма.
10 лет археологи Ялтинского краеведческого музея проводили там раскопки. Находки были сделаны уникальные: двадцать бронзовых и серебряных статуэток, более 200 монет со всех уголков античного мира, стекло, инструменты, кухонная утварь, украшения и даже набор фармацевтических инструментов. Сейчас все это хранится в музее.
Выбор места для святилища был сделан древними не случайно — через Гурзуфское седло проходил путь в Херсонес.

Последний кадр на перевале и едем дальше


Съезжаем на асфальтированное шоссе идущее через заповедник в Ялту и через несколько сотен метров из тумана появляется Беседка ветров


Сворачиваем к беседке


Внизу — облака




Беседка ветров была построена на высоте 1450 метров в 1956 году при реконструкции шоссе. Вершина, на которой она расположена, называется Шаган-Кая (с крымско-татарского — «соколиная скала»). В хорошую погоду с нее открывается великолепный вид на Гурзуф и Аю-Даг.

Но не сегодня


Около беседки встречаем несколько микроавтобусов с туристами
 

Посетить заповедник можно, но только в сопровождении сотрудника-экскурсовода. И ни шагу с дороги! Посещение заповедника строго контролируется — и это совершенно правильно. Благодаря этому удалось сохранить природу и животный мир этих мест. Очень часто, прямо из машины, можно увидеть муфлонов, косуль и оленей. Крымскому природному заповеднику я посвящу несколько отдельных рассказов — мне доводилось бывать здесь во все времена года и при разной погоде.

А пока полюбуйтесь окрестностями беседки


















Местами на плато можно встретить невысокие рукотворные каменные стены. Эта стена была несколько выше и перегораживала скальную трещину перед обрывом. Такие стены строили для того, чтобы задержать на плато снег, обычно сдуваемый ветрами. Кроме того, в результате таяния снега весной, огромные объемы воды стекают по склонам в море. А стены удерживают снег на плато, давая ему возможность постепенно таять и проникать под землю, в пещеры — накопители влаги.


Возвращаюсь к беседке




Пока фотографирую цветы, к беседке приближается огромная туча...


... и накрывает нас


Пора ехать дальше. По понятной причине, отказываемся от посещения вершины, с великолепными видами — Кемаль-Эгерека — четвертой по величине среди крымских гор. 
Покидаем Гурзуфскую яйлу и заповедник.

Въезжаем на Ялтинскую яйлу и под непрерывным дождем следуем на Ай-Петри




Видите длинную стену?
Это снегозадержательные стены построенные по проекту инженера Сикорского в начале XX века




Местами стена неплохо сохранилась (фото 2010 года)


Даже в наше время стена, построенная век назад, выполняет свои функции. А если ее подлатать — будет справляться еще лучше. Но это никому не нужно. Все только говорят о том, что в Крыму не хватает воды. А использовать опыт предков почему-то не хотят.


Наше путешествие заканчивается


Зубцы Ай-Петри — конечная точка нашего маршрута
 




Tags: Крым, офф-роад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →