Igor Salnikov (igor_salnikov) wrote,
Igor Salnikov
igor_salnikov

Есть два типа людей

Оригинал взят у ibigdan в Есть два типа людей
Одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: "Куда катится этот мир!"

Этот пост об инженерах - людях, которые "катят наш мир", причём иногда в буквальном смысле. Угадайте, какое устройство окружает вас буквально везде - дома и на работе? Оно есть в автомобилях, велосипедах, стиральных машинах, кухонных комбайнах, кофемолках, компьютерах, а в современном спиннинге их сразу несколько :)

НЕТ, НЕ КОЛЕСО.
Его нет в спиннинге и компьютере.
И не двигатель - его нет в велосипеде и спиннинге.

Это - подшипники. Они реально везде даже - в быту, в транспорте, в заводских цехах и даже в космических аппаратах. Разумеется, наш мир покатился благодаря колесу, но именно изобретение и массовое производство подшипников покатило прогресс с большей интенсивностью и совершенно на новом уровне.

История подшипников

Древние времена

Первые подшипники появились задолго до возникновения самого понятия промышленности. Считается, что пирамиды были построены египтянами именно с помощью «протоподшипников» – роликовых механизмов, позволяющих катить каменные блоки к месту строительства. Таким же образом наши предки спускали на воду свои корабли – галеры. Ролики из деревянных бревен применялись для передвижения каменных плит и при постройке Стоунхенджа. Чуть позже деревянные и каменные ролики стали использоваться во время войн – для движения таранов при нападении на крепости.

Изобретение человечеством колеса также относится к истории подшипников – ведь именно колесо позволило существенно уменьшить силу трения при движении повозок. А все потому, что вместо трения скольжения стали использовать трение качения. Считают, что это открытие произошло в 3-ем тысячелетии до н.э.

Постепенно принцип движения колеса стал использоваться во многих сферах жизни людей – так появились мельничные жернова, гончарные круги, прялки и другие приспособления. И уже в давние времена для того, чтобы снизить трение и уберечь материалы от изнашивания, люди начали использовать смазку. В качестве смазки использовали растительные, животные, а потом – и минеральные масла.

В 4-ом веке до н.э. первое научное обоснование теории трения попытался дать великий греческий мыслитель и математик Аристотель, а еще через двести лет Диад Пеллийский создал первый прототип роликового подшипника для перемещения штурмовых башен во время осады городов. Тяжелое 25-метровое бревно-таран укладывалось на валки, помещенные в деревянном желобе и, быстро скользя по ним, разбивало стены и ворота вдвое быстрее. Сегодня это оригинальное решение используется в линейных подшипниках промышленных станков.

Первыми подшипниками, похожим на современные, стали поворотные круги, которые двигали палубу корабля времен римского императора Калигулы. Эти круги вращались, опираясь на шарики или валики. То есть в них использовались сферические тела качения.

В течение многих веков подшипники так и не подверглись усовершенствованию, пока не появился гениальный Леонарда да Винчи. Среди его записок встречается множество чертежей приспособлений с двумя кольцами – внутренним и внешним, между которыми помещаются небольшие шарики. И хотя его разработки относятся к XV веку, использовать в промышленности такие конструкции со сферическими телами качения стали лишь в XIX веке.

Кстати, народы, которые не дошли в техническое развитии до колеса и подшипника, безнадежно отстали в развитие и оказались обречены на исчезновение с карты мира. В качестве примера: американские инки и ацтеки до прихода Колумба перемещали грузы волоком и… соскользнули с колеса истории.

Появление современных подшипников

Schaeffler Group

Наиболее серьезный прорыв в эволюции подшипников произошел в конце XIX века. Немецкий слесарь и техник Фридрих Фишер создал машину для шлифовки стальных шариков – до этого шары для подшипников обрабатывали вручную. Изобретение Фишера позволило не только быстро получать большое количество шаров – эти шарики были идеально круглой формы и практически одного размера.

Изобретение оказалось настолько важным и ценным, что Фишер получил от Имперского патентного ведомства патент на эту машину. Окрыленный успехом, в 1887 году Фридрих Фишер создает компанию Schaeffler Group или FAG. Эта компания существует и сегодня, и считается одной из ведущих в производстве шариковых подшипников. Что интересно – принцип бесцентрового шлифования шаров, изобретенный Фишером и его коллегой Хопфлингером, до сих пор используется во всем мире для производства стальных шариков для подшипников.

Timken Company

Но одним лишь шлифованием шаров прогресс подшипников в XIX веке не закончился.

По другую сторону Атлантики, в городе Сент-Луис (США), в 1898 году, инженер Генри Тимкен изобрел и запатентовал конический роликоподшипник. Через год, в 1899 году, он основал собственную компанию, которая стала весьма успешной благодаря этому изобретению. Конические роликоподшипники совершили революцию в изготовлении колес – это устройство нивелировало негативное действие трения на оси колес. Именно эта компания впервые начала производить подшипники с внутренним и внешним кольцом.



Как и компания FAG, Timken Company успешно работает и сейчас, являясь крупнейшей в мире по производству конических роликоподшипников. Timken Company производит детали не только для транспортной промышленности, но и для электроники, а также для аэрокосмической и военной техники.

SKF

Однако, Европа не собиралась так просто отдавать пальму первенства по изготовлению подшипников за океан. В 1907 году шведский изобретатель Свен Вингквист усовершенствовал шариковые подшипники и получил патент на самоустанавливающиеся подшипники. Компания и сегодня является одним из мировых лидеров, и, кроме подшипников, производит системы смазки и мехатроники.

Сотрудники SKF в 1926 году организовали дочернюю компанию по производству автомобилей – Volvo. В 1935 году Volvo стала независимой компанией и быстро обрела всемирную популярность и признание.

KINEX

Восточная Европа в XIX веке также славилась изобретателями. В 1898-ом году в Словакии, в городе Бытче была основана компания по производству подшипников KINEX. Очень скоро она стала поставлять детали едва ли не всей Европе. В ХХ веке в Советском Союзе пользовались популярностью и даже были в «дефиците» подшипники именно этой компании.

За 120 лет подшипники KINEX эволюционировали до всех возможных модификаций, востребованных в современной промышленности: это и шариковые, и роликовые, а также прецизионные и гибридные подшипники.



Разные типы этих тел качения используются, например, в производстве железнодорожных составов – они нужны для работы тяговых двигателей, генераторов, насосов и вентиляторов. При изготовлении автомобилей также не обходятся без этих подшипников – они задействованы в коробке переключения передач, генераторах, стартерах, водяных насосах и блоках сцепления. Ни один современный самолет не полетит без подшипников – они необходимы для работы моторов разных типов, коробок передач, пусковых установок, гидравлических и топливных насосов, систем кондиционирования.

Подшипники движут и станки на заводах и фабриках – например, в ткацких станках вы также найдете детали, выпущенные на заводе KINEX.

Что важно знать о подшипниках?

Современные подшипники изготовляют не только из стали, но и из пластмасс, и даже из технической керамики. Они бывают различных модификаций, которые подходят для разных механизмов, а потому при выборе продукции следует учесть такие нюансы:


  • Для механизмов, которые работают с существенными нагрузками, используют не шариковые, а роликовые подшипники.

  • А вот в том случае, когда работа механизма характеризуется высокими оборотами – для него лучше подобрать шариковые подшипники.

  • Если подвижные части механизма сильно нагреваются – для защиты от заклинивания подойдут шариковые подшипники с зазором.

  • При работе в условиях существенной запыленности и загрязнения лучше не использовать открытые подшипники. Наилучшим выбором станут закрытые подшипники или подшипники с прецизионными крышками. Крышки у таких деталей могут быть металлическими или резинопластмассовыми.

  • При подборе подшипников с крышками нужно учесть, что резинопластмассовые прецизионные крышки плотнее прилегают к корпусу подшипника, чем металлические. Это защищает смазку от вытекания и позволяет детали служить без снашивания гораздо дольше.

Подшипники в современном бизнесе

Подшипники в наши дни используются в самом разном производстве. Маленькие фирмы работают с этими деталями так же часто, как и крупные корпорации. И именно благодаря подшипникам, бизнес, производство и прогресс продолжают двигаться.

Сегодняшняя проблема зачастую состоит в том, что небольшие производства все чаще используют недолговечные дешевые подшипники. Считается, что, если механизм можно разобрать – выгоднее со временем сменить подшипник, чем сразу устанавливать дорогой и качественный. Из-за этого многие механизмы служат гораздо меньшее время, чем могли бы при условии установки более качественных деталей.

Другая проблема – установка открытых подшипников там, где для долгой службы было бы целесообразно поставить закрытые.

В результате такой экономии на материалах, существенно страдает качество. Поэтому, если вы заинтересованы в высоком качестве и долгой службе вашей продукции – лучше откажитесь от недорогих китайских «шариков».

Позвольте вашему бизнесу двигаться с помощью качественных, проверенных временем подшипников!

Спонсор поста: компания УкрЗахідПостач - доставка подшипников по Украине.



Tags: это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments