Igor Salnikov (igor_salnikov) wrote,
Igor Salnikov
igor_salnikov

Осенний фотомарафон

Уже закончилась в Крыму золотая осень и настало время подвести ее итоги  — отчитаться за проделанную работу по фиксации того, что природа нарисовала светом и цветом...

Так получилось, что уже почти десяток лет мне не удавалось наблюдать буйство осенних красок в Крыму. Я делал это где угодно: то в Южной Корее, то в Китае, то в Италии... Или, вообще не видел осени, перескакивая из сентября, когда в Крыму почти лето, в жаркую Индию, а затем обратно в Крым, но уже зимний.
И вот, оставшись этой осенью в Крыму, я решил устроить марафон по лесам и горам юго-западного Крыма.  Конечно каждодневных выездов и выходов у меня не получилось, но почти во все места, что наметил, я заглянул.

Скажу сразу — своими осенними поездками я постарался убить сразу двух зайцев: и поработать и поснимать для души.  Работа заключалась в том, что мне нужно было подробно отснять исторические и археологические памятники Бахчисарайского района. По этой части у меня накопился большой материал и мне будет о чем писать долгими зимними вечерами:) А второй «заяц» — желание окунуться в золотую осень и показать ее моим читателям. Посему, этот пост можно рассматривать как обзорный и как анонс будущих, более развернутых материалов.

Первая золотоосенняя фотография была сделана мной над пещерными монастырями Челтер-Мармара и Шулдан.

Вообще то, у меня не было особого желания заходить в эти монастыри. Я отлично помню как они выглядели раньше  и мне совершенно не хотелось смотреть на то, что с ними сделали самовольно вселившиеся туда «монахи».  Своим «зодчеством» они обезобразили эти памятники и уничтожили их шансы на получение статуса Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А в 1999 году это место выглядело так.

Но не будем о грустном, это отдельная тема, а мы держим свой путь дальше и пройдемся по малохоженым местам. Да, там есть и такие! Редко кто заглядывает на скалы Чишма-Кая, которые протянулись вдоль ущелья Ураус-Дереси, как раз напротив плато Мангуп. А зря — виды оттуда восхитительные!

Перед тем, как в Крым пришло долгожданное «бабье лето», природа устроила в горах репетицию зимы. На Главной гряде еще видны остатки снега.

Тропинки вдоль скал практически нет и местами приходится продираться сквозь плотные лесные заросли. Зато виды, открывающиеся со скал, с лихвой окупают все сложности передвижения.

Внизу, среди осеннего леса извивается полотно автодороги.

Мангуп похож на Затерянный мир Конан Дойля.

Скалы Чишма-Кая тянутся чуть дальше села Залесное, а мы, найдя в них проход, спускаемся по довольно крутой балке прямо к озеру, что раскинулось у подножья Мангупа.
Озеро это рукотворное, построено в конце 80-х годов прошлого века. Раньше здесь было поле, на котором выращивали табак. Кстати, при рытье котлована были обнаружены руины средневекового поселения и большой базилики, так до конца и не исследованные археологами. (Вот и еще одна тема для будущего репортажа.)

При отсутствие ветра, озеро дарит нам красивый вид на утесы Мангупа.

А автобусную остановку у озера окружают уродливые шалманы.

Сезон уже закончился и только назойливый таксист безуспешно пытается отвезти нас в Бахчисарай развести нас как среднестатистических туристов.

К северу от села Залесное возвышаются причудливые скалы. Это сфинксы Каралезской долины. Причудливые скалы образовались в результате выветривания мягкого известняка. Но на сфинксов они похожи меньше всего :)  Некоторые из каменных истуканов имеют собственные, еще данные татарами, названия: Юкле-Кая (Беременная) и Сююрю-Кая (Остроконечная), Сандык-Кая (Сундук) и Шапке-Кая (Шапка). Похоже, что на двух последних вершинах в средние века находились укрепления.

В этой части нашего осеннего марафона мы пройдем от Сфинксов к остаткам средневековой крепости Сюйрень.

На подступах к Сфинксам нас встретил плотный туман, который, впрочем, скоро рассеялся.

От Сфинксов в сторону Сюйреньской крепости ведет хорошая проселочная дорога. Отличный вариант для велосипедных прогулок. Рекомендую!

По дороге встречаем множество грибников. Некоторые из них передвигаются на такой, уже ставшей раритетом, технике.

Вид со скалы Ауз-Коба на мыс Джаниче-Бурун и Сюйреньскую крепость. Вон она — маленькая башенка в правой верхней части кадра.

Дальше наша тропа проходит под большим скальным навесом Джаниче-Бурун. Слева видна скала с совершенно крымским названием — Ай-Тодор-Кая, а под ней расположен пещерный монастырь Чилтер-Коба.

Здесь в скале под навесом высечено большое количество тарапанов — прессов, для отжима винограда. Судя по их количеству, а насчитывается их здесь 17, эта местность в средние века была одним из крупнейших центров по производству вина.  Остатки виноградных террас и одичавшие лозы до сих пор можно встретить в окрестностях.

Один из тарапанов. Виноград загружался на верхнюю площадку и отжимался деревянным прессом (на фото видно круглое отверстие для рычага). Сок стекал по желобу в нижнюю емкость или в подставленный глиняный сосуд.

Подсчитано, что в этих тарапанах за год могло производиться до 300 000 литров вина.

Вид из монастыря Чилтер-Коба на осенний лес.

От монастыря поднимаемся к средневековой Сюйреньской крепости. Кроме башни и оборонительной стены здесь практически ничего не осталось. Но и то, что мы видим, впечатляет!

Не так давно башня была укреплена, что предотвратило ее дальнейшее разрушение.  Обязательно загляните в нее и посмотрите на сохранившийся еще купол.

А на спуске у села Большого Садового мы встретили вот это безумие. Без комментариев.

Во время нашего марафона мы заглянули и на Эски-Кермен.
Как и почти все «пещерные города» он расположен на труднодоступном обрывистом горном плато.  Оставим подробное описание этих мест для будущих постов и просто полюбуемся окружающими видами.

А в соседних долинах продолжается буйство золотой осени.

А теперь посмотрим как осенью выглядит пещерный город Бакла.

Специально для продвинутых фотографов, которые скажут, что на этом фото горизонт завален — с горизонтом здесь все нормально! А на фото — куэсты. Эта такая форма рельефа в виде вытянутых и наклоненных горных гряд. В районе Баклы она наиболее наглядна.

И здесь с осенними красками все в порядке.

А на последок мы заглянем в Качинскую долину.

Проедем до села Верхнесадовое и посмотрим на средневековое кладбище.

Доберемся до старой церкви на берегу Качи.

И нарушим все дальнейшие планы неожиданным сбором грибов.

И уже после заката побродим по местам, где до войны была греческая деревушка Лаки.

Благодаря указателям, установленным спасателями по всему горному Крыму, заблудиться здесь очень трудно.

В эту долину нам пришлось вернуться еще два раза. Первый раз — в Качи-Кальон, а второй — в Тепе-Кермен.

Итак, Качи-Кальон.

Средневековый пещерный город заслуживает отдельного описания, а пока заглянем в его самый большой грот.

На противоположном борту долины расположилась Алимова балка.

Вид на долину реки Кача.

И закончим мы наш осенний фотомарафон на Тепе-Кермене.

Предыдущее фото было сделано за несколько дней до того, как мы собрались подняться к этому пещерному городу.  К последней нашей поездке золотая осень уже практически закончилась: листва облетела и краски поблекли, но было по прежнему тепло. И многочисленные ящерицы подставляли свои бока пока еще теплому осеннему солнцу.

А терн уже поспел!

Здесь на Тепе-Кермене  и закончился наш осенний фотомарафон.

За семь дней нашего марафона, мы заглянули в поисках золотой осени во многие из крымских пещерных городов и в долины, их окружающие. Увидели местные красоты и достопримечательности, прошли и проехали километры дорог и бездорожий, сняли гигабайты кадров... Ждите новых, и я надеюсь, интересных для вас постов. Не переключайтесь!